top of page

ИСТОРИЯ РУССКИХ СЕЗОНОВ СЕРГЕЯ ДЯГИЛЕВА

 

«Русские сезоны» - гастрольные выступления русских артистов балета и оперы (1908-1929 годы), организованные Дягилевым за границей (с 1908 года  в Париже, с 1912 года в Лондоне, с 1915 года в других странах). Основным видом деятельности антрепризы стал балет. Оперы ставились редко и преимущественно до 1914 года. Балетная антреприза «Русский балет Дягилева» базировалась в княжестве Монако, в здании Оперы Монте-Карло.
Труппа балетных сезонов Дягилева  была набрана из ведущих танцовщиков Мариинского театра в Петербурге и Большого театра в Москве. Приглашение  Дягилева приняли  А.Павлова, М.Фокин,  Т.Карсавина, И.Рубинштейн, В.Нижинский, М.Кшесинская, С.Лифарь, Л.Мясин, В.Каралли и М.Мордкин и другие. В оформлении «дягилевских сезонов» приняли участие выдающиеся русские художники А.Бенуа, Л.Бакст,  Н.Рерих, Н.Гончарова, М.Добужинский и другие. Декораторами балетных спектаклей также выступили А.Дерен, П.Пикассо, Х.Миро и М.Эрнст.

Анна Павлова

и Вацлав Нижинский

в сцене из балета

"Павильон Армиды"

Театральный занавес «Русских сезонов»

Вера и Михаил Фокины

в балете "Шехерезада"

Прологом «Русских сезонов» принято считать организованную в 1906 году Дягилевым в парижском Осеннем салоне выставку современных ему русских художников, многие из которых позднее принимали непосредственное участие в создании спектаклей «Русских сезонов». Выставка имела огромный успех, полотна русских художников с этой выставки позже экспонировались в Берлине и в Венеции. «Русские сезоны» начались в Париже в 1907 году историческими концертами с участием Н.Римского-Корсакова, С.Рахманинова, А.Глазунова, Ф.Шаляпина. В 1908-1909 годах были исполнены оперы «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина и др. В 1909 году в парижском театре Шатле впервые,  наряду с оперными спектаклями, были показаны балеты М. Фокина ранее поставленные им в Петербурге: «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», «Сильфиды» («Шопениана») на музыку Шопена, «Клеопатра» («Египетские ночи») Аренского и дивертисмент «Пир» на музыку Глинки, Чайковского, Глазунова, Мусоргского. Премьера балетных сезонов обернулась настоящим триумфом. Публика и критики восторженно отзывались о мастерстве русских танцовщиков, особенно отметив Нижинского, Павлову и Карсавину, об уникальных декорациях и костюмах работы Рериха, Бакста и Бенуа, о музыке Римского-Корсакова, Мусоргского, Глинки, Бородина и других композиторов.

"Жар-птица"

эскиз костюма

Автор Леон Бакст

«Русские сезоны» 

Театр Шатле. Париж

Во втором сезоне (Париж, Берлин, Брюссель) были показаны новые постановки Фокина  «Карнавал» (художник Бакст), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (художник Бакст, занавес по эскизам Серова), «Жар-птица» (художники Головин и Бакст), а также «Жизель» (в редакции Петипа, художник Бенуа) и «Ориенталии» (хореографические миниатюры, включавшие фрагменты из «Клеопатры», «Половецких плясок», номера на музыку Аренского, Глазунова и др., «Сиамский танец» на музыку Синдинга и «Кобольд» на музыку Грига, поставленные Фокиным для Нижинского.
В 1911 году Дягилев принял решение о создании постоянной труппы, которая окончательно сформировалась к 1913 году и получила название «Русский балет Дягилева». Балетмейстером труппы  выступил М. Фокин, репетитором Э. Чеккетти. Ведущими танцовщиками стали Т. Карсавина и В. Нижинский. Из петербургского Мариинского театра в «Русский балет Дягилева» перешли Б. Нижинская, А. Больм. Кордебалет формировался из артистов оперных театров Варшавы и Парижа, а в летнее время - также московских и петербургских театров.
Сезон 1911 года  начался спектаклями в Монте-Карло и был продолжен в Париже, Риме и Лондоне. Были поставлены новые балеты Фокина - «Видение розы» на музыку Вебера, «Нарцисс» Черепнина и «Подводное царство» на музыку из оперы «Садко» Римского-Корсакова, а также сокращенная версия «Лебединого озера» с участием Кшесинской и Нижинского. Но главной изюминкой стал балет «Петрушка» на музыку Стравинского.

Вацлав Нижинский в балете "Петрушка"

«Русские сезоны» в Севилье, 1916

"Русские сезоны"

С началом Первой мировой войны «Русский балет Дягилева» на время прервал свои выступления. Сезон 1915-1916 годов труппа провела в гастролях по Испании, Швейцарии и США. Вернувшись в Европу, Дягилев сформировал новую труппу. Ведущее положение в ней стали занимать западно-европейские танцовщики.  В 1917 году труппа выступала в городах Европы и Южной Америки. В 1917-1929 годах здесь работали балетмейстеры Л. Мясин, Б. Нижинская и Дж. Баланчин. После смерти Дягилева в 1929 году труппа «Русский балет Дягилева» распалась. Всего под эгидой дягилевских сезонов было сделано больше чем 60 постановок, но самыми яркими и памятными остаются те, которые увидели мир в первые годы Русских сезонов в Париже.

Огромное впечатление парижской публики от «экзотических» балетов Сергея Дягилева привело к возникновению новых стилей в массовой моде, увлечению востоком и славянской культурой. Популярность дягилевских сезонов привела и к увлечению европейцев традиционным русским костюмом и породила новую моду.

Деятельность труппы «Русский балет Дягилева», составившая эпоху в истории балетного театра, разворачивалась на фоне всеобщего упадка хореографического искусства, когда русский балет оставался едва ли не единственным хранителем наследия прошлого и носителем высокой исполнительской культуры и мастерства. «Русский балет Дягилева», находившийся в течение двух десятилетий в центре художественной жизни Запада, послужил стимулом к возрождению этого вида искусства в ряде стран и становлению его в тех странах, где до того не существовало профессионального балетного театра.  

"Русский балет" на гастролях в Америке. Чикаго  

Танцовщики Серж Лифарь,

Жорж Баланчин и балерина Тамара Жевержеева

"Русский балет" за кулисами  

bottom of page