top of page

РАХМАНИНОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ  1873-1943 гг.

1 РинатК.Рахманинов _2882 а2а3.jpg

«Портрет Сергея Рахманинова»

Автор Ринат Курамшин

Композитор, дирижер, пианист, яркий представитель музыкального символизма. Объединил в своем творчестве принципы российской и европейской композиторских школ, создал свой стиль в музыке. Является автором огромного количества произведений различных жанров – от этюдов до опер. Получил первую известность еще будучи студентом Консерватории. Выступал с Ф.Шаляпиным, покоряя слушателей талантом аккомпаниатора. 

Большое влияние на творчество Рахманинова оказал Петр Ильич Чайковский, предсказав ему «великое будущее». Еще в младших классах Московской консерватории Рахманинов играл в присутствии Чайковского. На выпускной экзамен Рахманинов представил одноактную оперу «Алеко» по поэме Пушкина «Цыганы». Опера Рахманинова хорошо была принята критикой и публикой. Чайковский намеревался включить «Алеко» в репертуар Большого театра вместе со своею одноактной оперой «Иоланта». Но 25 октября 1893 года Чайковский скончался. «Иоланта» была поставлена, но без «Алеко». 

1899 году состоялось первое зарубежное выступление Рахманинова. Но знакомство зарубежных слушателей с музыкой композитора состоялось  в 1898 году. В Великобритании на концерте Александра Зилоти прозвучала «колокольная» прелюдия Рахманинова. Она имела ошеломительный успех, Осенью того же года молодому композитору пришло приглашение из Лондона: англичане захотели услышать это сочинение в авторском исполнении.

Весной 1899 года состоялась первая концертная поездка Рахманинова за границу - в Англию. Концерт состоялся в Квинс-холле. В Соединенном Королевстве Рахманинов впервые предстал перед публикой и как композитор, и как пианист, и как дирижер. Он исполнил с оркестром фантазию «Утес», 
арию из «Князя Игоря» Бородина (ее исполняла певица Эндрей). Сыграл на рояле «Элегию» из ор. 3 и свою знаменитую прелюдию. Во втором отделении концерта Пятой симфонией Бетховена дирижировал сэр Александер Кэмпбелл Маккензи.

Фото. Усадьба С. Рахманинова

Дер. Ивановка

Ноты

С. Рахманинов Симфония №2

Фото. Вилла Сенар. Швейцария

Грампластинка

С. Рахманинов

Колокола

Успех Рахманинова в Великобритании был исключительный. То, как он вел оркестр, поразило англичан - и совершенством движений, и тем, что своей магической палочкой заставил музыку «дышать», превратив собрание музыкантов в единый организм. Оркестранты приняли Рахманинова сразу, публика внимала вдохновенно. 
Франческо Бергер, секретарь Лондонского симфонического общества, пригласил музыканта на следующий год - англичане захотели услышать его Фортепианный концерт. Окрыленный композитор, испытав подъем после выступления, пообещал сочинить новый.
Также имя Рахманинова связано с «Русскими сезонами Сергея Дягилева. В 1907 году состоялось знаковое событие – серия музыкальных концертов под названием «Исторические русские концерты», которые проходили в Гранд-Опера. Участниками концертов были такие известные личности как Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов,

А. Глазунов, Ф. Шаляпин. В Париже Рахманинов исполнил свой Второй концерт, потом кантату «Весна», где сам встал за пульт. Успех был несомненный. И тем не менее даже столь мимолетное знакомство парижан с русским музыкантом дало свои плоды. Из тех русских композиторов, кого здесь знали мало, Рахманинова расслышали лучше других. Французы в его музыке увидели продолжение традиций Рубинштейна и Чайковского. Колокольные звучности Второго концерта, как и нескончаемая мелодическая «горизонталь», почему-то не связались в умах критиков с русским миром, русским пейзажем, русским мелосом.

 

Значение композиторского творчества Рахманинова огромно. Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем - Русским национальным стилем. Рахманинов впервые (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.

bottom of page