СТРАВИНСКИЙ ИГОРЬ ФЕДОРОВИЧ 1882-1971 гг.
"Портрет Игоря Стравинского"
Автор Ринат Курамшин
Выдающийся русский композитор, пианист и дирижер. Один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века. Представитель музыкального модернизма. Творческая жизнь И. Стравинского — это живая история музыки XX века.В ней, как в зеркале, отразились процессы развития современного искусства, пытливо ищущего новые пути.
Поразителен универсализм Стравинского. Он проявляется в широте охвата явлений мировой музыкальной культуры, в многообразии творческих исканий, в интенсивности исполнительской - пианистической и дирижерской деятельности, продолжавшейся более 40 лет. Беспрецедентны масштабы его личных контактов с выдающимися людьми. Н. Римский-Корсаков, А.Лядов, А.Глазунов, В.Стасов,
С.Дягилев, художники «Мира искусства», А.Матисс, П.Пикассо, Р.Роллан. Т.Манн, А.Жид, Ч.Чаплин, К.Дебюсси, М.Равель, А.Шенберг, П.Хиндемит, М.де Фалья,
Г.Форе, Э.Сати, французские композиторы группы «Шести» - вот имена некоторых из них. Всю жизнь Стравинский находился в центре общественного внимания, на перекрестке важнейших художественных путей. География его жизни охватывает множество стран.
Он только в 20 лет начал заниматься музыкой и первым его преподавателем стал сам Н. Римский-Корсаков.
Первые композиторские опыты Стравинского - Соната для фортепиано, вокально-симфоническая сюита «Фавн и пастушка», Симфония ми-бемоль мажор, «Фантастическое скерцо» и «Фейерверк» для оркестра отмечены влиянием школы Римского-Корсакова и французских импрессионистов. «Русский» период творчества композитора отсчитывается от написания оркестровой фантазии «Фейерверк» и включает три балета, созданных им для труппы С. Дягилева: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1911-1913). Эти произведения характеризуются рядом схожих черт: все они рассчитаны на многочисленный оркестр, и в них активно используются русские фольклорные темы и мотивы.
Грампластинка.
И. Стравинский
Весна священная.
Балет "Мелодия" 1978 г.
Фото. Театр Елисейских полей.
Франция, г.Париж.
Ноты. И.Стравинский
Избранные вокальные сочинения
"Музыка", 1977 г.
Фото. Фонтан И. Стравинского
в Париже
Талантливого композитора Сергей Дягилев «нашел» на премьере его сюиты «Фавн и пастушка». В «Русских сезонах» Сергея Дягилева было поставлено 10 балетов Стравинского. Каждый из великих балетов, написанных композитором превращал «Русские сезоны» в культурную сенсацию мирового масштаба. Но если «Жар-птица» и «Петрушка» вызвали у публики неистовый восторг чуть не с первых тактов, то «Весну священную» зрители сначала не приняли до такой степени, что на премьере разыгрался один из самых грандиозных скандалов в истории театра. Балет «Весна Священная» премьера которого 29 мая 1913 года в Париже впервые в истории музыки спровоцировала драку среди зрителей. Музыку Стравинского возмущенные парижане назвали варварской, а его самого - «распоясавшимся русским». Последующие спектакли и в Париже, и в Лондоне принимались более спокойно, а в прессе появлялись сочувственные отзывы. Дружба Дягилева со Стравинским продолжалась долгие годы. «Работать с этим человеком всегда бывало и страшно, и в то же время спокойно, настолько неодолимой была его сила» - вспоминал Стравинский в своей книге «Хроника моей жизни».
В 1920 году Стравинский переехал во Францию. Это был период чрезвычайно насыщенной творческой, а также исполнительской деятельности. До 1939 года он проживал во Франции после переехал в США. Иммиграция сильно отразилась на его творчестве. Из музыки композитора исчезает русский колорит. В раннем зарубежном творчестве Стравинского специалисты отмечают, что композитор еще творит в стиле русского фольклора: «История солдата», «Свадебка». В дальнейшем творчество композитора уходит в сторону религиозной темы и классицизма. «Аполлон Мусагет», «Симфония псалмов», «Поцелуй феи», «Пульчинелла» - эти произведения уже сильно отличаются от произведений, написанных им в начале своей биографии. Неоклассический период в творчестве композитора длился до 1954 года. Начало ему положила опера «Мавра». В конце этого периода в развитии своего творчества композитор обращается к античности, к мифологии Древней Греции. Были написаны балет «Орфей» и опера «Персефона». В 1950-е годы композитор начал использовать в своих сочинениях серийные техники. Переходным произведением этого периода стала Кантата, написанная на стихи неизвестных английских поэтов. Последующие произведения были полностью серийными, в них композитор отказался от тональности полностью.
Творчество Игоря Стравинского оказало огромное влияние на музыку XX века, его произведения являются шедеврами музыкального модернизма и вошли в основной репертуар оркестров многих стран мира.