top of page

ГАЛИНА УЛАНОВА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Галина Уланова была главной звездой балета Большого театра во время первых исторических зарубежных гастролей в Лондоне. В 1956 году в рамках культурного сотрудничества Великобритании и СССР состоялись гастроли Королевского балета в Москве и Ленинграде, а Большого театра в Лондоне. Именно после этой поездки в Лондон Галина Уланова завоевала всемирную популярность.

По словам английского балетного критика Питера Бринсона, гастроли советского балета в 1956 году явились для Лондона таким волнующим театральным событием, какого он не переживал с момента приезда в 1910 году балета Дягилева. Публика ждала приезда Большого с огромным интересом. Среди британцев была восходящая еще к дягилевским «Русским сезонам» традиция восторженного отношения к русскому балету. Дягилевский балет неоднократно выступал в Лондоне, и все помнили, насколько это великолепное зрелище. Кроме того, в Лондоне был книжный магазин, в котором можно было купить изданные в СССР на английском языке книжки и брошюры о советском классическом музыкальном театре, об опере и балете и об отдельных выдающихся артистах

Большой театр на гастролях в Лондоне. 1956г.

Афиша гастролей большого театра в Лондоне. 1956г.

Театр Ковент Гарден. Лондон

Большой театр повез четыре спектакля, «Лебединое озеро», «Жизель», «Ромео и Джульетту», «Бахчисарайский фонтан». За три дня до назначенной даты вокруг Театра в Ковент-Гардене люди начали вставать в очередь. По воспоминаниям советских артистов люди ночевали на улицах, чтобы «достать» билет на спектакль.

Гастроли начинались с балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева в постановке Леонида Лавровского. Идея «вернуть Шекспира на родину» принадлежала Большому театру и вызвала энтузиазм британских продюсеров. Как вспоминала Галина Уланова, первый спектакль был для именитой публики. В свободную продажу поступило всего 150 билетов, а в зрительном зале театра Ковент-Гарден - 2500 мест. Продавались еще входные контрамарки, зрители стояли на лестницах, в проходах между рядами, сидели перед оркестровой ямой, буквально свисали с балконов.

Галина Уланова и Принц Филипп Герцог Эдинбургский. Лондон, 1956г.

Г.Уланова на гастролях в Лондоне 1956г.

Галина Уланова и Юрий Жданов в фильме-балете «Ромео и Джульетта»

На спектакле в зале присутствовали Члены британской королевской семьи, премьер-министр Великобритании Энтони Иден с супругой, посол Франции в Лондоне Жорж Шовель. Ведущие артисты балета Ковент-Гарден во главе с прима-балериной Марго Фонтейн с супругом Робертом Ариасом. Также были другие известные балерины - Тамара Карсавина, Берил Грей, Светлана Березова, Алиса Маркова, один из лучших английских балетмейстеров Фредерик Аштон, основательница первой английской балетной труппы Нинетт де Валуа. Пришли на первое представление Вивьен Ли,  Лоуренс Оливье,  Питер Брук. Из Франции приехал Серж Лифарь со своими артистами, американский скрипач Иегуди Менухин с женой - балериной Дианой Гулд.

После первого акта в зале повисла гробовая тишина. Потом зал встал. Балетные критики подсчитали, что овации продолжались 90 минут: Лондон благодарил Большой театр. После выступлений восторженные поклонники везли автобус с Улановой в отель на холостом ходу. Газеты на следующий день захлебывались от восторга: экстраординарное зрелище, гениально, необыкновенно, божественно!

Галина Уланова в балете "Жизель"

Афиша гастролей Большого театра в Лондоне. 1956г.

Артисты Большого театра на экскурсии на родине Шекспира

в Стратфорде-на-Эйвоне

Уланова уже в возрасте 47 лет танцевала свою самую блестящую роль - Джульетты, и самое главное, она должна была показать себя на уровне той легенды, которая пришла раньше ее, - легенды, которая создавалась и ширилась в Лондоне чуть ли не в течение 20 лет.  В Европе потом распространилось нечто вроде «лихорадки «Ромео и Джульетты»: все ведущие хореографы считали своим долгом поставить балет Прокофьева.  

Виктор Дандре, супруг Анны Павловой, преподнес Галине Сергеевне золотой медальон с изображением солнечного диска, принадлежавший когда-то легенде балета. Та перед смертью просила отдать его «следующей великой балерине». Для Улановой этот подарок был бесценным, она часто носила его даже на репетициях.

«Мы увидели «это чудо», что зовется Улановой, и этот шедевр советского балета. Гений - это совсем не слишком сильное определение для танца Улановой. Публика лондонской премьеры была в экстазе.
«Танец Улановой - средоточие необыкновенной одухотворенности и мастерства, в нем - уравновешенность и гармония всех элементов, как в античном храме", - восхищалась звезда Гранд-опера Иветт Шовире.
«Я не могу выразить в словах, что такое танец Улановой, это такая магия, что я остаюсь в немом восхищении» - так отзывалась о Галине Улановой знаменитая британская прима-балерина Марго Фонтейн. «Уланова в Лондоне познала такой триумф, как ни одна балерина со времен Анны Павловой» (Мэри Кларк. «Шесть великих танцовщиков мира»).
«Первое, что я заметила в исполнении Улановой, - это абсолютная свобода движений. Ее исполнение так чисто, что я не видела ничего подобного у других исполнителей» (Алисия Маркова).

 

Леонид Лавровский тоже вспоминал о ее потрясающем успехе в Лондоне: «Шел спектакль «Жизель» с участием Улановой. На этом спектакле присутствовала королева. Обычно её прибытие сопровождается очень торжественным ритуалом. Как только королева появилась, весь зрительный зал встал и вытянулся, как на параде, почти не дыша. И вот в этом молчащем зале она продефилировала и опустилась в своё кресло. Точно такая же церемония соблюдается и после конца спектакля, когда уходит королева. Все встают, поворачиваются в ее сторону, и никто не расходится и не аплодирует, пока она не уйдет.

Так вот, после спектакля «Жизель» с участием Галины Сергеевны, когда опустился занавес, все зрители бросились к сцене, раздались бурные, несмолкаемые аплодисменты. И никто не заметил, как королева ушла».

bottom of page