АНРИ МАТИСС  (HENRI MATISS)

ОБНАЖЕННАЯ НАТУРА. ОДАЛИСКИ

Матисс всегда интересовался обнаженной натурой, но в позднем его творчестве она занимала самую большую часть. Во многом он вдохновлялся своей помощницей и музой Лидией Делекторской: «Лежащая обнаженная» (1935) – это удивительная картина, в ней Матисс, будучи уже состоявшимся художником, признанным гением цвета, берёт в руки карандаш. И эта работа очень отличается от всех его предыдущих – в ней ощущается связь художника с моделью, художник здесь – не отстранённый наблюдатель. 

Под конец жизни Матисс пробовал себя в новых техниках: аппликация, коллаж. Одни из самых известных работ того периода – серия «Голубая обнаженная» (1952). Все они исполнены в голубом цвете и обыгрывают любимую позу Матисса. Формы тела нарочито искаженные, но очень целостные. Эта серия прекрасно транслирует идею Матисса о том, что своими работами он хочет принести людям расслабление, эстетическое удовлетворение и покой.

 

Матисс характерен тем, что тела в его работах нарочито неестественные, при этом не идеализированные: «Купальщицы» (1907), «Розовая обнажённая» (1935), «Обнаженная со своей пяткой на колене» (1936), «Дикая природа» (1905), «Сидящая женщина» (1908), «Нимфа и сатир» (1909), «Лежащая обнаженная женщина» (1917), «Прозрачная блузка» (1919), «Обнаженная в тюрбане» (1922),  «Фигура на фоне орнамента» (1925), «Лежащая одалиска» (1926), «Спящая обнаженная со спины» (1927), «Розовая обнаженная» (1935), «Голубая обнаженная» (1952).
 

 

"Odalisque with a drum"

"Одалиска с барабаном"

"Naked sitting on a blue pillow"

"Обнаженная, сидящая на синей подушке"

"Standing odalisque with a reflection

in the mirror"

"Стоящая одалиска с отражением в зеркале"

"Naked from the back"

"Обнаженная со спины"

"Sitting odalisque"

"Сидящая одалиска"

"Lying naked"

"Лежащая обнаженная"

"Odalisque with raised hands"

"Одалиска с поднятыми руками"

"Nude"

"Обнаженная"

"Odalisque with magnolias"

"Одалиска с магнолиями"

"Sitting odalisque"

"Сидящая одалиска"

"Odalisque"

"Одалиска"